Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Рязани
lic4.ryazan@ryazan.gov.ru
Лицей № 4

Базовая школа Национального исследовательского университета Высшая школа экономики

Задать вопрос директору
Версия для слабовидящих
Темная Светлая

Условия осуществления образовательной деятельности в лицее

Современный мир состоит из значительными темпами меняющихся информационных сообществ, что в свою очередь требует от всех участников образовательного процесса новых умений, качеств, параметров и взглядов. Ведь от этого зависит не только уровень образования лицеистов и качество работы учителей, но и их социализация в условиях постоянно возрастающей роли информационной сферы. Определяющим фактором такой социализации в информационном обществе является формирование и развитие информационной культуры. Для нас как для образовательной организации, прежде всего, важна информационная культура обучающихся, т. е. совокупность системы знаний, умений и информационного мировоззрения, которые обеспечивают самостоятельную целенаправленную деятельность по оптимальному удовлетворению информационных потребностей с использованием новых и традиционных информационных технологий. Именно поэтому в лицее уделяется большое внимание созданию устойчивой, доступной и безопасной инфраструктуры.

На конец 2019 года созданная в лицее материально-техническая база в области информационных технологий представлена 96 персональными компьютерами, 72 из которых используется в учебных целях, 33 мультимедийными проекторами, 14 интерактивными досками, 35 многофункциональными устройствами. В прошлом году было получено 3 ноутбука для проведения устного собеседования для учащихся 9-х классов лицея, что позволит с использованием специальных программ проводить запись ответов. К узконаправленному оборудованию, которое имеется в лицее, относятся документ-камеры (5 шт.) в кабинетах начальной школы, истории, физики, русского языка, а также электронный микроскоп, используемый на уроках биологии. В лицейской библиотеке создана обширная медиатека, ресурсы которой востребованы как учащимися, так и педагогами разных предметных областей. Доступ к медиатеке осуществляется в читальном зале библиотеки, который оснащен стационарным компьютером, 2 ноутбуками, имеющими выход в Интернет и программы для сканирования и распознавания текстов. Во всех учебных кабинетах лицея есть доступ к Интернету, запароленный от учащихся. Помимо этого, установлена система фильтрации, что, с одной стороны, огораживает лицеистов от нежелательной информации, с другой — ограничивает действия учителя.

Анализ основных количественных показателей оснащенности административных, учебных и служебных помещений дал следующие результаты:

—  72 компьютера (включая моноблоки, ноутбуки и нетбуки) используется в образовательных целях, 24 — в административных;

—  на 1 компьютер приходится 7 учащихся;

—  27 учебных кабинетов (84,4%) оборудовано автоматизированным рабочим местом учителя с проекционной системой (проекторами с интерактивной доской или настенным экраном, либо телевизорами, используемыми в качестве устройства для вывода информации);

—  в 27 (84,4%) учебных кабинетах имеется техника для распечатывания, сканирования и размножения;

—  во всех учебных и административных кабинетах лицея имеется возможность проводного или беспроводного выхода в Интернет.

Учителя лицея понимают важность воспитания информационной культуры у лицеистов. Поэтому через уроки и внеурочную деятельность они объясняют учащимся, как осознавать свои потребности в информации, как быть способным их выражать, помогают формировать представление о многообразных современных информационных ресурсах. С этой целью в лицее учащиеся привлекаются к реферативно-исследовательской деятельности, проектной работе, собственному поиску необходимой для урока или выполнения домашнего задания информации. Участвуя на различных конкурсах, олимпиадах, круглых столах, защищая свои исследовательские работы и проекты, создавая компьютерные презентации, они учатся работе с информацией, а следовательно, повышают свою информационную культуру. В 2019 году лицеисты с 5 по 11 класс повысили свою ИКТ-компетентность через Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» по направлениям «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Управление проектами», «Безопасность в интернете», «Большие данные», «Сети и облачные технологии». Учащиеся средних классов, заинтересованные в программировании, познакомились с основами во время проведения акции «Час кода». Еще одной яркой победой стало вхождение в десятку лучших школ региона по итогам социального образовательного проекта, направленного на повышение компьютерной грамотности граждан (взрослого населения) — «Дети учат».

В 2019 году лицей подписал соглашение о сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией «Цифровой регион», целью которого является развитие информационного общества. В рамках данного соглашения 11 учителей лицея получили возможность пройти бесплатное обучение для повышения ИКТ-компетентности на платформе «Электронный университет правительства Рязанской области».

Таким образом, непрерывный процесс информатизации лицейского образования под влиянием времени трансформируется в процесс цифровизации. Главная задача, которую нам предстоит решать в ближайшем будущем, заключается в эффективном и гибком применении современных технологий для перехода к персонализированному и ориентированному на результат образованию, будь то внедрение цифровых программ, развитие онлайн-обучения, внедрение новых систем управления обучением или повышение навыков учителей в сфере цифровых технологий.