Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Рязани
Лицей № 4

Базовая школа Национального исследовательского университета Высшая школа экономики

Задать вопрос директору
Версия для слабовидящих
Темная Светлая

Информатизация

Более десяти лет в МАОУ г. Рязани «Лицей № 4» большое внимание уделялось формированию и эффективному функционированию современного информационно-образовательного пространства, построенного на основе развития информационной культуры современного человека через реализацию информационного взаимодействия как внутри образовательного учреждения, так и со сторонними организациями. За это время произошло качественное наполнение материально-технической базы лицея в области информационных технологий, созданы условия для автоматизации управленческой, организационно-статистической и библиотечной деятельности, внедрены проекты в рамках Программы информатизации «Единое лицейское информационно-образовательное пространство», «Электронное образование», «Лицеисты и безопасный Интернет», «ИКТ-компетентность учителя». Успешность реализации указанных проектов выражено количественными и качественными показателями: 100% административных и педагогических работников лицея владеют навыками работы в соответствии с современными требованиями в области ИКТ-компетентности; ежегодно увеличивается процент обучающихся, принимающих участие в Интернет-конкурсах и олимпиадах разных уровней; специализированное, узконаправленное оборудование и прикладное программное обеспечение используется как для проведения учебных и внеурочных занятий, так и для автоматизации документооборота в части решения административно-управленческих и учебных задач.

Материально-техническая база лицея в области информационных технологий на начало 2019−2010 учебного года представлена 89 персональными компьютерами, 67 из которых используется в учебных целях, 30 мультимедийными проекторами, 13 интерактивными досками, 30 многофункциональными устройствами. К узконаправленному оборудованию относятся документ-камеры (5 шт.) в кабинетах начальной школы, истории, физики, русского языка, электронный микроскоп, используемый на уроках биологии. В лицейской библиотеке создана обширная медиатека, ресурсы которой востребованы как учащимися, так и педагогами разных предметных областей. Доступ к медиатеке осуществляется в читальном зале библиотеки, который оснащен стационарным компьютером, 2 ноутбуками, имеющими выход в Интернет и программы для сканирования и распознавания текстов.

Все оборудованные средствами ИКТ помещения лицея, предназначенные для осуществления образовательного процесса, соответствуют требованиям СанПиНов в отношении площади, освещенности, воздушно-теплового режима, а также расположения и размеров рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий, обеспечивающих возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для участников образовательного процесса.

Анализ основных количественных показателей оснащенности административных, учебных и служебных помещений дал следующие результаты:

—  67 компьютеров (включая моноблоки, ноутбуки и нетбуки) используется в образовательных целях, 22 — в административных;

—  на 1 компьютер приходится 7,6 учащихся;

—  27 учебных кабинетов (84,4%) оборудовано автоматизированным рабочим местом учителя с проекционной системой (проекторами с интерактивной доской или настенным экраном, либо телевизорами, используемыми в качестве устройства для вывода информации);

—  в 23 (72%) учебных кабинетах имеется техника для распечатывания, сканирования и размножения;

—  во всех учебных и административных кабинетах лицея имеется возможность проводного или беспроводного выхода в Интернет.

В связи с переходом в цифровую эпоху, ориентированную на использование больших объемов данных и основанных на них технологий, в сфере образования происходит смещение интересов в сторону нетрадиционного обучения, где темп освоения программы, выбор форм и методов обучения зависят не от учителя, а от возможностей и потребностей обучающегося. Одним из преимуществ внедрения цифровых технологий является реализация индивидуального подхода, в том числе дистанционно на различных порталах, в сетевых и мобильных средах.

В прошлом учебном году лицейское сообщество учителей и их воспитанников стали активными участниками таких дистанционных образовательных проектов как Учи.ру, SkyEng, Мобильное электронное образование (МЭО). На интерактивной образовательной онлайн-платформе Учи.ру, где предоставляются возможности для углубления, расширения и контроля знаний, лицеисты выбирали такие предметы как иностранный язык, математика, окружающий мир, русский язык, биология, история. В школе SkyEng зарегистрированы все учителя английского языка лицея, где они имели возможность повысить свою квалификацию через участие в вебинарах с последующим обсуждением основных проблемных вопросов, через прохождение методических опросников и тестов на определение уровня владения иностранным языков. Лицеисты, изучающие английский язык и в качестве первого иностранного, и в качестве второго, не раз становились победителями и призерами конкурсов и олимпиад в этой онлайн-школе. Обучающиеся начальных классов лицея в 2018 году на основе заключенного двустороннего договора получили возможность посещения занятий в МЭО, организованных как на интерактивной платформе, так и через мобильные приложения. Такое обучение в цифровой адаптивной среде реализуется учителями начальных классов как на уроках, так и через домашние задания. В качестве основных предметов для дистанционного изучения были выбраны русский язык, математика, окружающий мир и литературное чтение.

Таким образом, анализ деятельности педагогического коллектива и администрации лицея по ведущим направлениям информатизации и цифровизации образовательной деятельности современной школы позволил определить пути развития на ближайшее время. Они связаны, прежде всего, с продуктивным применением цифровых технологий, расширяющих горизонты возможностей обучения и самообразования как для учителей, так и для их воспитанников, с пополнением информационно-технологической инфраструктуры лицея новейшими техническими средствами и инновационными технологиями образования, а также с развитием информационно-управленческой системы на основе эффективного использования автоматизированных информационных систем.