Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Рязани
Лицей № 4

Базовая школа Национального исследовательского университета Высшая школа экономики

Задать вопрос директору
Версия для слабовидящих
Темная Светлая

Базовая школа НИУ ВШЭ

hse_ru_logoМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Рязани"Лицей № 4″ является Базовой школой Национального исследовательского университета"Высшая школа экономики" в проекте Университетский образовательный округ: https://www.hse.ru/secondary/.

Университетский образовательный округ ВШЭ создан с целью объединения усилий Национального исследовательского университета"Высшая школа экономики" и партнерских школ в подготовке компетентных выпускников/абитуриентов, способных обучаться в топовых университетах Российской Федерации.

Университетский образовательный округ ВШЭ — это добровольное сообщество образовательных организаций Российской Федерации, обеспечивающих своим выпускникам высокий уровень образовательных результатов.

Миссия сотрудничества НИУ ВШЭ и образовательных организаций в рамках Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ — содействие развитию российского среднего общего образования.

Цель сотрудничества НИУ ВШЭ и образовательных организаций в рамках Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ — объединение усилий НИУ ВШЭ и партнерских школ в подготовке компетентных абитуриентов, способных поступить и обучаться в ТОПовых университетах, в том числе в НИУ ВШЭ.

Основные направления сотрудничества НИУ ВШЭ и образовательных организаций в рамках Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ:

    1. формирование региональных сетей партнерских школ ВШЭ;
    2. создание и реализация модели современной старшей школы (10−11 классы) в партнерских школах НИУ ВШЭ;
    3. создание и реализация сетевой образовательной программы Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ;
    4. создание комплексной системы предоставления старшеклассникам партнерских школ НИУ ВШЭ образовательных услуг высокого качества;
    5. повышение профессионального мастерства учителей и руководителей партнерских школ НИУ ВШЭ;
    6. построение эффективной модели научно-методического сопровождения образовательного процесса в партнерских школах НИУ ВШЭ.

Информация, которая может заинтересовать

Университетский образовательный округ

https://www.hse.ru/secondary/

Информация о поступлении в бакалавриат, приеме, количество мест, вступительные испытания и минимальные баллы, учет индивидуальных достижений и т. д.

http://ba.hse.ru


Олимпиады и конкурсы Высшей школы экономики

http://olymp.hse.ru


Интересные видеоматериалы (о факультетах, разборы заданий, стандарты проектной деятельности и др.)

https://www.hse.ru/video/applicants/

Лицей в проекте НИУ ВШЭ

В 2018—2019 учебном году лицей продолжил работу в сетевом сообществе партнерских школ Национального исследовательского университета Высшая школа экономики. Являясь базовой школой НИУ ВШЭ, лицей в прошедшем учебном году расширил направления профессионального взаимодействия в области работы с одаренными и высокомотивированными старшеклассниками.

При интеллектуальной и методической поддержке НИУ ВШЭ лицей получил статус регионального организатора Конкурса проектных и исследовательских работ «Высший пилотаж». В ходе подготовки регионального конкурса «Высший пилотаж-Рязань» было подготовлено Положение, в основу которого положены принципы компетентности, публичности, автономности. В соответствии с этими принципами был создан веб-сайт, на котором публиковались документы, сроки проведения конкурса, состав участников, результаты регионального этапа конкурса, участникам была предоставлена возможность электронной регистрации. Наибольшую активность проявили старшеклассники и педагоги-руководители по направлению «Лингвистика», хорошо было представлено направление «Биология», малочисленной была группа экономистов и представляющих курс «Право». Полный отчет по итогам регионального этапа конкурса «Высший пилотаж-Рязань» представлен на веб-сайте лицея. На заключительный этап в Москву были приглашены 12 человек. 1 участник Марочкин Иван, победитель регионального этапа конкурса, учащийся школы № 55, стал призером заключительной конференции «Intel-Авангард» по направлению «Биология», Нагина София, учащаяся лицея № 4, получила диплом призера заключительного этапа Конкурса «Высший пилотаж».

В проекте НИУ ВШЭ «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности» серьезную подготовку проходила Т. В. Клюева, учитель начальных классов. Полученные знания и компетенции позволили педагогу активизировать работу среди учащихся начальной школы, провести две научно-практические конференции, вывести детей на федеральный уровень с успешными выступлениями на Всероссийских детских конкурсах научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» и «Горизонты открытий».

Традиционным стало участие лицеистов в проекте «Академия школьников». В течение учебного года в тематических образовательных сессиях в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» учащиеся работали по направлениям «Английский язык» (руководитель Киричок И. И., 17−21 марта 2019 г.), «Обществознание» (руководитель Холопова О. А., 13−17 апреля 2019 г.), «Инженерия и физика» (руководитель Беликов И. А., 6−9 декабря 2018 г.). Старшеклассники занимались с учеными и преподавателями НИУ ВШЭ, проходили глубокое погружение в наиболее сложные темы, решали олимпиадные задачи и задания ЕГЭ высокого уровня. Параллельно с детьми сопровождающие педагоги проходили курсовую подготовку в целях повышения квалификации, совершенствования профессиональных компетенций по реализации ФГОС. В текущем учебном году более 10 педагогов лицея прошли курсы повышения квалификации на базе НИУ ВШЭ в формате дистанционного и очного обучения.

Среди проектов, реализуемых при поддержке ВШЭ, особое место занимает работа по инновационным направлениям развития образования. Содержание инноваций, реализуемые через Ресурсно-методические центры НИУ ВШЭ, позволяют расширить профессиональные образовательные горизонты. Второй год лицей осваивает технологию смешанного обучения, позволяющую разумно сочетать электронное и традиционное обучение. Передовые педагоги лицея освоили модели «Перевернутый класс» и «Ротация станций», увидели преимущества и точки риска в указанных моделях, стараются переформатировать образовательный процесс, концентрируясь на возможных видах самостоятельной работы учащихся. 25−27 октября 2018 года в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» состоялся проектный семинар партнерских школ, работающих по направлениям РМЦ. Куратор проекта Н. Е. Одинцова представила на семинаре содержание обширного опросника НИУ ВШЭ, отражающего инновационные направления развития лицея. Интересен был также опыт других партнерских школ, работающих в проекте РМЦ.

В декабре 2018 года в Москве состоялся Управленческий форум НИУ ВШЭ, в котором приняли участие директор лицея Н. И. Ширенина, заместитель директора Н. Е. Одинцова, учитель физики Т. Е. Хоченкова. На пленарном заседании выступающие раскрывали тему «Векторы современного образования: школа для жизни». На секции «Смешанное обучение» выступила учитель физики Т. Е. Хоченкова, которая представила личный опыт работы по технологии смешанного обучения на основе создания мобильных открытых онлайн-курсов (МООК).

В январе лицей посетила Наталия Вениаминовна Любомирская, ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор биологических наук, научный руководитель лицейских программ. В течение двух дней, проведенных в Рязани, Наталия Вениаминовна прочитала лекцию «Современные тенденции развития образования», провела интерактивный семинар по инновационной теме «Критериальное оценивание». В семинаре приняли участие представители управления образования и молодежной политики администрации города Рязани, Рязанского государственного университета, других образовательных учреждений города.


В 2017—2018 учебном году лицей как базовая школа НИУ Высшая школа экономики продолжил тесное сотрудничество с университетом, что дало лицею возможность расширить свои образовательные горизонты, наполнить новым смыслом мотивационные импульсы всех участников лицейского сообщества.

В прошедшем учебном году Дирекция общего образования НИУ ВШЭ начала реализацию серьезных проектов по актуальным вопросам школьного образования. Лицей прошел конкурсный отбор и стал участником по направлениям «Ресурсно-методический центр», «Академия старшеклассников», «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности».

Целый ряд активностей-2017 прошел в учебном центре НИУ ВШЭ"Вороново". В начале ноября 2017 года старшеклассники участвовали в осенней сессии Предуниверсария НИУ ВШЭ. Интенсивные модульные занятия по математике и истории России второй половины двадцатого века позволили им овладеть алгоритмами решения трудных задач и заданий ЕГЭ. Во внеучебное время ребята выполняли оригинальные задания в командах, которые позволили им улучшить навыки коллективного взаимодействия

Яркие впечатления, новые знания и компетенции, интеллектуальную усталость, переходящую в жажду новых познаний, привезли лицейские группы под руководством Ушаковой В. В. и Мирохиной О. И. Преподаватели НИУ ВШЭ, студенты проявили высокий профессионализм, доброе терпение в изложении содержания с использованием новых образовательных технологий, в решении всех учебных задач и организационных вопросов, в создании благоприятного психологического климата на занятиях со старшеклассниками и педагогами.

Серьезную подготовку на базе НИУ ВШЭ прошли также педагоги лицея: Одинцова Н. Е., Масалова И. И., Афонина Л. В., Жильцова Н. Н., Кирсанова-Мартынова Е.М., Ивонин А. С. Работа по направлению «Смешанное обучение» под руководством ординарного профессора Н. В. Любомирской, доктора биологических наук была насыщенной и очень современной. Сочетание традиционного и электронного обучения было представлено в мастер-классе преподавателя, а последующий разбор и анализ занятия отразил значительные плюсы данной формы обучения. В настоящее время 2 педагога (Ивонин А.С., Кирсанова-Мартынова Е.М.) включились в апробацию курсов для работы в формате смешанного обучения, разработанные преподавателями Лицея НИУ ВШЭ.

Впервые выпускник 11б класса Конаков Павел прошел стажировку на базе Лицея НИУ ВШЭ.

Активно работала «Лаборатория проектной и исследовательской деятельности под руководством кандидата психологических наук, научного руководителя Международной исследовательской школы Обухова А. С. Учитель русского языка и литературы Е. В. Орлова приняла участие в очном модуле в Москве, где обсуждались вопросы сопровождения индивидуальных исследовательских работ обучающихся. В течение учебного года проходили системные вебинары, на которых конкретизировались содержание, формы, цели, задачи, ориентиры промежуточных и финальных результатов. По итогам работы лаборатории 5 лицеистов стали лауреатами Всероссийского конкурса юношеских работ имени В. И. Вернадского.

По всем направлениям совместной деятельности Дирекция общего образования НИУ ВШЭ и лицей согласовали дорожные карты, планы-графики, программы на новый учебный год и на дальнюю перспективу.


В течение 2015−2016 учебного года лицей активно работал по всем направлениям нового проекта Национального исследовательского университета Высшая школа экономики"Университетский образовательный округ". Уже в первой сессии (17−19 августа 2015) «Проблемы и проекты перехода старшей школы на ФГОС нового поколения» приняли участие 5 педагогов лицея. Серьезная групповая работа дала им возможность вникнуть в проблематику ФГОС итоговой ступени среднего общего образования, способов реализации"нешкольного" типа обучения, формирования учебной самостоятельности и метапредметных умений старшеклассников.

Участие в конференции"Университетский образовательный округ НИУ ВШЭ — сетевая структура подготовки компетентного абитуриента"(27−28.10.2015) конкретизировало для педагогов лицея основные положения концепции сетевой образовательной программы, деятельности Университетского образовательного округа.

В ноябре (9−14.11.2015) педагоги начали занятия в Школе педагогического мастерства. Учитель русского языка и литературы Е.М. Кирсанова-Мартынова дала положительный отзыв о работе в учебном центре"Вороново" по теме"Деятельностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла". В июне 2016 года учитель завершает занятия по программе первого года подготовки.

Очень насыщенной стала вторая проектная сессия партнерских школ НИУ ВШЭ, в ходе которой педагоги разрабатывали образовательную программу Предуниверсария НИУ ВШЭ, а в апреле предложили целый пакет нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность новой образовательной структуры.

Конечно, более эмоциональными были встречи старшеклассников в учебном центре НИУ ВШЭ"Вороново", куда ребята собирались на сессии Академии старшеклассников. 20 человек с большим энтузиазмом писали эссе"Я и моя будущая профессия", представляли свои учебно-исследовательские работы по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам, писали мотивационные письма"Моя жизнь как проект" и, наконец, принимали участие в конкурсе сайт-интервью. Велико было желание ребят попасть в Вороново. Возвращаясь в лицей, ребята были переполнены эмоциями и впечатлениями по поводу увиденного, услышанного. Они много рассказывали о новых формах проведения занятий, о новых друзьях и новых открытиях. Своими впечатлениями они поделились на сайте лицея (см. архив новостей от 13 ноября 2015 года"Поездка в Вороново" и от 31 марта 2016 года"Увидеть себя в профессии").

Лицей надеется на плодотворную работу в проекте НИУ ВШЭ в следующем учебном году.